Стандарты безопасности снова надо пересматривать


    Безопасность машин с открытыми колёсами... Эта фраза всегда звучала несколько странно и противоречиво. Когда передние колёса находятся совсем недалеко от твоего лица, голова, пусть и в шлеме, но открыта и не защищена, а за спиной ревёт мотор мощностью в многие сотни лошадиных сил...

    Тем не менее, в Формуле 1 добились очень высоких стандартов безопасности. Шасси построено из углепластика - недавно из этого материала одна из авиаконструкторских фирм решила начать строить самолёты.

    Аварии в Формуле 1 за последние 15 лет были очень серьёзные, среди последних происшествий - отказ тормозов на машине Адриана Сутиля на квалификации в Сильверстоуне, на сумасшедшей скорости под 300 км/ч. Болид выдержал, Адриан остался цел и невредим, и принял участие в гонке. Тяжело пришлось только механикам, которым пришлось ночью собирать новый болид...

    Авария Адриана Сутиля. Квалификация. Гран При Великобритании-2009, Сильверстоун

    Но одна область в классе Openwheel всегда останется незащищённой - это голова. Что бы ни делали конструкторы, голову защитить на 100% не удаётся, и при авариях с отрывающимися колёсами всё всегда решает случай.

    Гибель пилота произошла в Формуле 2, но над безопасностью должны задуматься все, и первыми сделать шаг вперёд должны в Ф1. За последние 15 лет в Формуле 1 не было смертей. Вспомним самые серьёзные, на мой взгляд, аварии, которые, к счастью, обошлись без трагедий.

    Одна из самых тяжёлых - авария Карла Вендлингера в Монако 1994.

    Авария Карла Вендлингера. Гран При Монако, 1994

    Это было вскоре после чёрного уик-энда в Имоле. То, что Карл остался жив - это, скорее, счастливый случай, ведь безопасность изменилась только в следующем, 1995 году. Однако в 1995 году произошла не менее тяжёлая авария Мики Хаккинена.

    Авария Мики Хаккинена. Австралия, 1995

    Врачи спасли Мику. Но над безопасностью нужно было ещё работать и работать... Следующая, довольно тяжёлая, авария, произошла у Михаэля Шумахера в Сильверстоуне в 1999 году. Отказали тормоза, и Михаэль вылетел на большой скорости в конце прямой.

    Машина Ferrari Михаэля Шумахера после аварии. Гран При Великобритании. Сильверстоун, 1999

    К тому времени болиды были уже, безусловно, совершеннее, чем в 1995 году, но недостаточно прочны, чтобы сохранить целыми ноги пилота в подобных авариях. Следующим испытанием стала авария Лючано Бурти в Спа 2001 года. Гонщик совершил контакт с Jaguar Cosworth Эдди Ирвайна, его машина Prost Acer потеряла передний спойлер, и из-за недостатка прижимной силы он не смог пройти скоростной поворот Blanchimont - машина просто поехала прямо... на скорости около 290 км/ч.

    Болид Лючано Бурти после аварии. Гран При Бельгии 2001.

    Вот эта авария продемонстрировала, что Формула 1 далеко шагнула вперёд в плане прочности монокока. Посмотрите, даже носовой обтекатель болида остался практически целым после такого страшного удара. Не сравнить с болидом Ferrari, попавшим в схожую аварию за два года до этого, не так ли? Бурти получил сотрясение мозга, незначительные травмы лица и восстанавливался в течение нескольких недель. Позже он стал тест-пилотом Ferrari.

    Довольно зрелищная авария произошла в 2003 году с Фернандо Алонсо в Бразилии. Семисотая гонка в истории Формулы 1 была фантастической и наполнена событиями от самого старта до её остановки. Причиной остановки гонки стала вот эта авария.

    Алонсо проезжает по остаткам машины Марка Уэббера...

    Авария Фернандо Алонсо. Гран При Бразилии 2003

    Алонсо испытал гигантские боковые перегрузки в 60g - после того как он выбрался из машины, он был в состоянии шока и самочувствие было неважным, но прочность болида и введённая буквально за считанные недели до этого система защиты HANS сделали своё дело - пилот остался невредим и продолжил выступать, выиграв в том сезоне свою первую гонку.

    Следующей аварией, которая по сей день является самой серьёзной в Формуле 1 21 века, стал инцидент с Ральфом Шумахером на Гран При США 2004 года.

    Авария Ральфа Шумахера. Гран При США 2004. Индианаполис

    До сих пор доподлинно неизвестно, что произошло в скоростном бэнкинге с машиной Ральфа Шумахера. Его машина ударилась задней частью в бетонную стену, как следствие - Ральф повредил позвоночник. Удар очень нетипичный - обычно в таких поворотах машины ударяются в стену боком, по касательной. То, что удар будет именно таким, за несколько десятилетий не мог предположить никто.

    Ровно год спустя Ральф попал в почти такую же аварию, в том же самом месте за рулём Toyota.

    Авария Ральфа Шумахера. Гран При США 2005. Индианаполис

    К счастью, в этот раз обошлось. Но после этого рецидива, видимо, чисто психологически Ральф больше не мог выжимать из болида всё и ехать на пределе. Его карьера начала клониться к закату.

    В 2007 году в аварию попал Роберт Кубица. Из-за нехватки прижимной силы его машина просто взлетела над трассой.

    Авария Роберта Кубицы. Гран При Канады 2007

    Кубица не пострадал - он лишь потерял сознание из-за шока - машина молниеносно вышла из-под контроля и улетела в стену - а также из-за сильных перегрузок, когда после машина стала кувыркаться по трассе. Но жизнь и здоровье гонщика остались невредимыми.

    Наконец, в 2008 году в аварию попал Хейкки Ковалайнен. На его машине лопнула покрышка из-за разрушившегося колёсного диска. Машина, как и в Спа у Бурти, ушла по прямой в повороте и воткнулась в барьер из покрышек. Затормозить Хейкки не смог.

    Авария Хейкки Ковалайнена. Гран При Испании 2008

    Авария выглядела зловеще, хотя скорость была не так уж и велика. Но сами видите, насколько сильно машина ушла под покрышки - удар пришёлся по голове, пилот мог сломать шею. Но когда удар приходится навстречу, параллельно земле, то подголовник не даёт голове уйти далеко назад, а прочный шлем выдерживает большие нагрузки. Так шея остаётся невредимой.

    Воздействие внешней силы на шлем

    Что касается аварии Генри Сертиза, то в подобных случаях колесо обычно падает сверху, так или иначе, шея всегда испытывает запредельные нагрузки. Так произошло и в этот раз. К чему я привёл аварии Формулы 1? Я хотел показать, что бывают аварии намного серьёзнее, и пилоты остаются невредимыми, но всегда, когда дело касается защищённости головы и шеи, то, как и шестьдесят лет назад, всё решает случай. За последние 15 лет в Формуле 1 было немало массовых завалов и аварий с оторванными колёсами, но пилотам неизменно везло, в отличие от других серий.

    Но так больше продолжаться не может - больше нельзя надеяться на "авось". Как бы медленно ни летело колесо, но если оно опускается с некоторой высоты на голову, смертельная травма обеспечена. Даже если взять и просто выпустить обычную запаску из рук на голову человеку с высоты пары метров от головы, то, скорее всего, он не выживет.

    Поэтому я призываю всех инженеров и конструкторов, в первую очередь Росса Брауна и Эйдриана Ньюи, а также сотрудников Williams, которые разрабатывают болиды для Формулы 2, и FIA немедленно собраться и начать обсуждать решения проблемы защиты головы, разрабатывать новые приспособления и делиться разработкой со всеми остальными гоночными сериями. Потому что теперь действительно ясно, что каждая гонка может закончиться трагедией...


[Zerstoren.Ru] ©2015 . Частично используются материалы F1News.Ru и Formula1.com