Формула 1 будущего - Формула Mercedes

    09\09\09

    Формула 1 - это не только спорт, но и бизнес, и это считается абсолютно нормальным. Ведь в спорт пришли автопроизводители, которые смогли в разы поднять качественный уровень Ф1. Но в последние месяцы для них наступили тяжёлые времена. Когда наступает кризис, то, естественно, многие компании, большие и маленькие, сталкиваются с большими проблемами. Обнаруживаются многочисленные недостатки в финансовой политике компании, недостаточно продуманной и проработанной долгосрочной стратегии развития. Вскрывается немалое количество проблем, связанных с неправильно выбранными объектами для инвестиций, неэффективной маркетинговой политикой, недостаточно сильным руководством и персоналом. При этом, повышенное внимание нужно уделять качеству продукции, ведь мало кто хочет платить за менее качественный товар, чем у конкурента, а в кризис - и подавно. Формула 1 - это тоже рынок, и один из главных на нём продуктов - моторы.

    Многие из перечисленных выше факторов в немалой степени стали причиной ухода компании Honda из Формулы 1. В 2006 году фирма стала владельцем команды BAR, завоевала первую победу, а 2007 и 2008 годы стали настоящим кошмаром. Два года терпело руководство японской фирмы, но под конец прошлого сезона Honda ушла, решив сосредоточиться на дорожных машинах и экологических проектах. Так мы лишились первого автопроизводителя за последние пять лет, с момента ухода концерна Ford.

    Jaguar Cosworth - машина заводской команды Ford

    BMW, как и Honda, не поставляет клиентские двигатели, их главная цель - победы заводской команды, и в этом году цель могла быть достигнута... Но инженеры, разрабатывавшие машину BMW Sauber F1.09 этого сезона, допустили серьёзные просчёты, машина получилась неконкурентоспособной, да к тому же и ненадёжной. Без большого опыта в гонках, такого как у McLaren, отставание отыграть не под силу, руководство концерна не стало ждать улучшений и, не долго думая, заявило о выходе фирмы из чемпионата.

    В отличие от Honda и BMW, Toyota поставляет клиентские двигатели команде Williams, причём весьма надёжные. Но лишится клиента Тойота по другой причине. Во все годы выступления заводской команды Toyota наблюдалась одна и та же картина: в течение сезона они безнадёжно отстают от соперников - "хромает" модернизация машины. И как бы ни заверяли всех Тадаши Ямашина и Джон Хауэтт, что команда продолжит своё существование и в 2010 году, все понимают: велика вероятность, что Тойоту мы можем потерять. Даже если она и не уйдёт, то клиентов у Toyota больше не будет - Фрэнк Уильямс точно откажется от японских двигателей, да и от Казуки Накадзимы он уже устал.

    Renault является мотористом Red Bull, и в последние годы их моторы были очень хорошими. Но в этом году неожиданно стали подводить команду, которая борется за титул, сгорело уже немало движков, и команда горит желанием прекратить сотрудничество с французской фирмой. Кстати, о будущем заводской команды Renault в Формуле 1 также пока ничего не известно. Договор Согласия они подписали, но стопроцентной уверенности в завтрашнем дне нет. И связано это с неприятными последствиями событий прошлогоднего Гран При Сингапура.

    Моторы Ferrari долгие годы были самыми надёжными, Михаэль Шумахер с 2000 по 2004 годы выиграл пять титулов, и за эти годы у него не было ни одной проблемы с двигателем. Но в последние три года надёжность движков Ferrari стала сдавать, самым бедственным был сезон 2008 года, когда отказало немало двигателей, как у самой Ferrari, так и у её клиентов - Force India и Toro Rosso. В этом году ситуация получше, зато порой барахлит управляющая электроника двигателя, что приводит к сходу.

    Мотор Ferrari

    Что касается Mercedes, то эта фирма буквально за пару лет добилась колоссального прорыва в надёжности, мощности и гибкости множества специфических характеристик. В прошлом году был только один отказ Mercedes - в Японии на машине Хейкки Ковалайнена. Увидев, что надёжность немецких движков в несколько раз превосходит итальянские, владелец Force India Ви-Джей Малья поспешил отказаться от моторов Ferrari в пользу Mercedes. И правильно сделал - немецкое качество только возросло, а количество клиентов увеличилось ровно в три раза. На машинах Brawn GP мотор Mercedes появился за считанные месяцы до старта сезона, и команде предсказывали большое количество проблем, связанных со столь сжатыми сроками подгонки шасси под мотор. Но до сих пор ни одной проблемы не возникло. Команда Red Bull надеется заполучить в следующем году моторы Mercedes, и тогда клиентов у немцев будет уже четверо. Да, McLaren получает не только моторы, но и заводскую поддержку, но, всё же, McLaren - это McLaren, а не Mercedes, значит, будем называть её клиентом. Фрэнк Уильямс хочет в следующем году возобновить давнее сотрудничество с Renault. Но если вдруг французская фирма уйдёт из Формулы 1, то Фрэнку придётся выбирать только между Mercedes и Ferrari, если он хочет бороться за высокие места. Ведь Cosworth не успеет довести до нужного уровня свои движки к старту следующего сезона, этими моторами будут укомплектованы лишь команды-новички. С Ferrari у Фрэнка довольно сложные отношения, поэтому можно предполагать, что он тоже станет клиентом Mercedes. С разрешения FIA, естественно.

    Мотор Mercedes

    Как мы говорили выше, компании в кризис терпят бедствие, но неизбежно есть и компании, которые извлекают выгоду. И такой компанией является Mercedes. В чём их преимущество? Во-первых, качество. На сегодня их моторы - самые лучшие в Формуле 1. Хотя ещё пять лет назад ситуация была диаметрально противоположной, немецкие моторы горели регулярно. Было это ещё до того, как моторы были омологированы FIA. Во-вторых, стратегия - в Mercedes понимают, что высоких результатов практически всегда невозможно достичь за короткий срок, к тому же, после взлётов обязательно бывают падения. В Mercedes готовы ждать, и это, в конце-концов, приносит фирме профит. В-третьих, надёжность выполнения принятых обязательств и лояльность своим партнёрам - также козырь Mercedes. Вспомним, сколько скандалов за последние два года было вокруг McLaren. Это могло стать серьёзным ударом по авторитету немецкой фирмы, но она спокойно перенесла все невзгоды, не ввязываясь в скандалы и терпеливо занимаясь своей главной целью - улучшением двигателей. Четвёртый фактор, говорящий в пользу Mercedes - это готовность помочь другим. Если бы не это, не было бы сейчас ни побед, ни лидерства в чемпионате команды Brawn GP, как не было бы и её самой.

    В следующем сезоне возможна следующая расстановка моторов: будет четыре команды, использующие моторы Mercedes, три - Cosworth, две - Ferrari (три - если BMW Sauber всё-таки купят), две - Renault и одна - Toyota. А если уйдут ещё два автопроизводителя? Норберт Хауг, как добрый волшебник, готов помочь в трудную минуту любому. Одной своей подписью контракта с Brawn GP, он сделал никому не известную команду в один момент главным претендентом на титул, и это без преувеличений. С абсолютной уверенностью можно сказать, что с любым другим мотористом положение команды Росса Брауна было бы совершенно иным. Если бы вообще кто-то другой согласился ему помочь. Помогая другим командам, Mercedes сильно укрепляет свои позиции, шире рекламируется, делает очевидным преимущества совместной работы, и, кроме того, естественно, ещё и получает неплохую прибыль. С этой фирмы нужно брать пример.

    Норберт Хауг

    Возможно, именно это решение Mercedes о сотрудничестве с Brawn GP окажется ключевым и определит дальнейшую долгосрочную перспективу развития корпорации на следующие пять-десять лет.


[Zerstoren.Ru] ©2015. Частично используются материалы F1News.Ru и Formula1.com